навигация по          сайту

Знаменательные               даты

1936 - Начало строительства Ташкентской детской железной дороги

1940 - открытие дороги

1949 - строительство вокзала ст "Солнечная"

1952 - строительство вокзала ст "Заозерная"(после Пионерская)

1955 - удлинение протяженности Таш.Д.Ж.Д. до 1700м

1957 - смена электрожезловой системы на автоблокировку. Переход с паровозной тяги на тепловозную

1960 - смена вагоного парка на вагоны марки PAFAWAG

1964 - увеличение локомотивного парка на 1 тепловоз ТУ2-114

1970 - замена тепловоза ТУ1-002 на ТУ2-064

1983 - смена вагонного парка на вагоны марки ПВ-4Т (48-051)

1988- завоз локомотивов на Таш Д.Ж.Д. ТУ-7А 3048 и 3045

1989 - ввод в эксплуатацию тепловозов ТУ-7А

199...- закрытие станции "Пионерская"

2000 - произведен капитальный ремонт Таш.Д.Ж.Д.

2003 - переименование станциий солнечная и комсомольская в Ёшлик и Навойи

2005 - реконструкция Ташкентской детской железной дороги

2008 - закрытие станции Навойи

2010 - открытие сайта "Ташкентская детская железная дорога"

Используемые       материалы :

1. Материалы из архива Ташкентской ДЖД

2. «Памятка юному железнодорожнику» Ташкент, изд.«ЁШ ГВАРДИЯ» 1977

3. Буклет «Ташкентская Детская железная дорога» Ташкент, изд.«ЁШ ГВАРДИЯ» 1977

4. Буклет «Ташкентская Детская железная дорога» Ташкент, изд.«ЁШ ГВАРДИЯ» 1980

5. Буклет «Ташкентская Детская железная дорога» Ташкент, изд.«ЦК КПУз» 1985

6Сайт Дмитрия Сутягина

История

История Ташкентской детской железной дороги началась 3 апреля 1936 года. Тогда, когда на первой полосе газеты «Пионер Востока» была опубликована статья юнкоров газеты с предложением построить в Ташкенте детскую железную дорогу. Идея всем понравилась, и она была поддержана правительством нашей республики.

Председатель народных комиссаров УзССР Файзулла Ходжаев со страниц газеты выступил с призывом: «Лучшие инженеры железнодорожного транспорта должны помочь ребятам в их большой и интересной затее».

На этот призыв откликнулись партийные, профсоюзные и общественные организации г. Ташкента.

Газета «Гудок Красновосточника» от 04.03.1940 года опубликовала обязательства завода имени Октябрьской революции изготовить вагоны для детской железной дороги к 30 марта 1940 года.

Нарком путей сообщения горячо поддержал инициативу построить детскую железную дорогу, выделив для этого один узкоколейный паровоз и 100 тысяч рублей для организации строительства дороги.

Проектировал Ташкентскую детскую железную дорогу и непосредственно участвовал в ее строительстве Вениамин Ильясович Ишинбаев, после доцент ТашИИТа и заслуженный инженер.

При активном участии масс основное строительство детской железной дороги закончилось к 1 мая 1940 года.

Коллектив вагонного цеха завода имени Октябрьской революции смонтировал три вагона. Мастер Н. А. Скачков со своей бригадой плотников сделали кузова, а мастер бригады слесарей В.А. Тарасов с бригадой И. В. Кулакова сделали всю слесарную работу по сборке вагонов. Это благодаря им к 20 марта вагоны были готовы.

И вот …! 5 августа 1940 года, в 9 часов утра около станции «Солнечная» начался торжественное открытие «Малой Ташкентской железной дороги». С приветствием выступил начальник Ташкентской дороги тов. Казаченко.

Оркестр исполнил «Интернационал». Наступает торжественная, волнующая минута. Начальник станции «Солнечная» ученица 8 класса 3-й Ташкентской школы Маня Кордунер отдает последние распоряжения. Дежурный по станции ученик 8 класса 149-ой школы Миша Лёвин (ставший после директором таксомоторного парка г. Ташкента), запросив по телефону у соседней станции «Первомайская» разрешение отправить поезд, передает жезл начальнику состава ученице 5-ого класса 7-й школы Инесе Борисоглебской. «Главный» вручает жезл машинисту Володе Ханча – ученику 6-го класса 74-й школы.

Один гудок паровоза, и первый поезд Ташкентской детской железной дороги, состоящий из трех вагонов, которые заполнены веселой детворой, плавно отходит от перрона.

К открытию детской железной дороги было уложено 1070 метров железнодорожного пути, и она представляла собой S-образную линию. К открытию Таш.Д.Ж.Д было построено две станции «Солнечная » и «Заозерная», которые представляли из себя два перрона с деревянными постройкам. Обучение юных железнодорожников проводились в школах, после учебных занятий. В таком виде станции простояли до 1949 года, когда было отстроено здание вокзала на станции «Солнечная». А через три года в 1952 и на станции «Заозерная» построили новый вокзал.

С 1955 года на Малой Ташкентской началась новая эра развития. В этом году началось удлинение дороги. Был уложен второй участок железнодорожных путей, длина которых составила 650 метров. Удлинение началось со станции «Заозерная» до станции «Комсомольская». На новом участке был построен железнодорожный мост через водосброс Комсомольского озера, и здание вокзала на станции «Комсомольская». По окончании строительства протяженность путей Ташкентской детской железной дороги составила 1700 метров, а станция «Заозерная» стала двухпутным разъездом, что позволяло проводить скрещивание поездов, но из-за наличии в локомотивном парке малой дороги только одного локомотива (паровоза Уз 15-16), второй путь еще долго не использовался по назначению. Позже станцию «Заозерная» переименовали в «Пионерская».

На Малой Ташкентской для управления движением поездов использовалось две системы регулирования: перегон Солнечная - Пионерская был оборудован электрожезловой системой, а на перегоне Пионерская – Комсомольская была установлена совершенная на то время – автоблокировка. В 1957 году вся Малая дорога была переведена на автоблокировку. В этом же году локомотивный парк Ташкентской детской железной дороги сменился с паровозной тяги на тепловозную, и тогда в замен старого паровоза Уз15-16 пришел тепловоз серии ТУ1-002, который пробыл на дороге до 1970 года. В 1964 году на помощь к ТУ1-002 пришел еще один тепловоз серии ТУ2-114, а в 1970 году после списания ТУ1-002 его заменили на ТУ2-064.

В 1960 году обновился вагонный парк ташкентской детской дороги, на смену старым вагонам пришли три новых пассажирских вагона PAFAWAG польской постройки, которые прокатали много километров по дороге юности до списания. И в 1983 году их заменили на новые – ПВ - 40Т (модель 48-051) в количестве 4–х штук.

В 1988 году на детскую железную дорогу выдали два новых тепловоза серии ТУ-7А №№ 3045 и 3048, около года локомотивы стояли на третьем пути отстоя, который предназначался для строительства вагонно-тепловозного депо. К сожалению, этот проект был заморожен.

В 1989 году ТУ2-114 был порезан на металлолом, а ТУ2-064 передан в Музей железнодорожной техники, это стало началом работы тепловозов ТУ-7А на Ташкентской детской железной дороге, которые по сей день находятся на ней.

В 1990 году на ташкентскую детскую железную дорогу был завезен еще один пассажирский вагон модели ПВ-40Т 1989 года постройки (мягкий).

С начала 90-х годов Малая Ташкентская стала переживать не очень приятные моменты в своей истории.

Из-за вандализма была закрыта станция «Пионерская» . После она была демонтирована, стрелки зашиты, а поезда стали пропускаться по одному пути и больше никогда не останавливались. Станция Комсомольская по неизвестным причинам осталась без электричества, и постепенно приходила в упадок. Стало сокращаться штатное расписание.

В 2000 году к 60-ти летию Ташкентской детской железной дороги был произведен капитальный ремонт. Во время ремонта был отремонтирован путь; на станциях деревянные оконные рамы заменены на пластиковые; сняты деревянные двери и установлены алюминиевые; демонтировано газовое отопление, асфальт заменен на брусчатую плитку, на станции «Комсомольская» были заменены прожекторные светофоры, а в место них установили линзовые, на станции «Солнечная» они были заменены ранее.

В мае 2003 года станция «Солнечная» получило новое название «Ёшлик», что в переводе с узбекского означает «Детство», а станция «Комсомольская» стала «Навои». А на бывшей станции «Пионерская» был разобран второй путь, который долгое время после закрытия станции был зашит и не функционировал.

В 2004 году тепловоз ТУ-7А 3045 отставили на третий путь отстоя по причине неисправности дизеля, и начал свою работу ТУ-7А 3048.

В 2005 году, из-за реконструкции Центрального парка имени Алишера Навои (Комсомольское озеро), на детской железной дороге начался капитально-восстановительный ремонт. На станции «Ёшлик» были снесены подсобные помещения, столярная мастерская и ПТО. Из-за прокладки дополнительного водосброса с озера, который проходит по территории Детской дороги, был демонтирован стрелочный пост №2, и была повреждена линия СЦБ. Заменен дизель на тепловозе ТУ-7А №3048, а с 3045 дизель вывезен на ремонт в филиал Ташкентского тепловозоремонтного завода в город Самарканд. Вагоны прошли капитально-восстановительный ремонт на Ташкентском вагоноремонтном заводе, где из них сделали два вагона первого класса и три вагона второго класса, а так же высота вагона увеличилась на 20 см. Вагоны перекрашены под восточный экспресс «REGISTON». Старую станцию «Комсомольская» снесли и построили новое здание. По проектам планировалось установить маневровые и мачтовые светофоры, восстановить телефонизацию и связь между станциями, подвести питание на станцию «Навои», так же оградить детскую железную дорогу забором, высотой 1.5 метра по всему периметру, но к сожалению из-за проблем финансирования это все осталось только в проекте.

В 2008 году, из-за жестокого грабежа станции, руководство РЖУ-Ташкент приняло решение о ее закрытии, были заварены двери и окна.

В 2010 году, «ветераны» ташкентской детской железной дороги и юные железнодорожники решили воплотить свою мечту о создании официального интернет сайта «ТАШКЕНТСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА» по адресу http://uzdzd.narod.ru, а поводом к созданию сайта послужило исполнение в 2010 году 70 лет Малой Ташкентской железной дороги.

Годы изменили не только форму, но и содержание работы с будущими железнодорожниками. Ташкентская детская железная дорога превратилась в учебный центр, где ежегодно учатся и проходят практику школьники с 5-ого по 11-ый класс. Сейчас в распоряжении юных железнодорожников имеется: два тепловоза серии ТУ-7А №№ 3045 и 3048; пять цельнометаллических пассажирских вагона, путь протяженностью 1700 метров и две станции. Одна из них имеет учебные кабинеты, где 4 месяца в году проходят теоретические занятия. А оставшиеся 8 месяцев - практические занятия, где юные железнодорожники закрепляют свои теоретические знания, под руководством инструкторов Ташкентской детской железной дороги.

Ташкентская детская железная дорога- это внешкольный учебно-технический профессиональный кружок, который является единственным на данный момент учебным заведением такого рода в Республике Узбекистан и находится под руководством Ташкентского регионального железнодорожного узла (РЖУ-Ташкент). Детская железная дорога воспитывает у юных железнодорожников чувство ответственности за порученное дело, приучает детей к труду и самостоятельности, помогает глубже освоить знания, полученные в школе по физике, математике, географии и другим предметам; помогает в выборе профессии.

Ташкентская детская железная дорога - это подарок Ташкентским школьникам от Государственно-акционерной железнодорожной компании ГАЖК «O’zbekiston temir yo’llari», обучение проводится совершенно бесплатно, все затраты и расходы берет на себя Ташкентский региональный железнодорожный узел (РЖУ-Ташкент).

Режим работы Ташкентской детской железной дороги:

С 21 марта по 1 ноября с 9 утра до 18 вечера, выходные дни понедельник и вторник. Движение поездов по субботам и воскресеньям, а так же в праздничные дни с 12 до 18.

С 1 ноября по 21 марта с 9 утра до 18 вечера выходные дни суббота и воскресенье. Проводятся теоретические занятия.

Убедительная просьба: при использовании информации сайта указывать ссылку на источник

Cоставление и корректировка текста начальник Таш.Д.Ж.Д

 

 


написать письмодобавить фото
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz